Среда, 24 Мая 2017
28 Ияр 5777

Подписка на рассылку

Навигация

Кошерные продукты Швиит (Шмита) Все что вы хотели знать про шмиту, но стеснились спросить
Все что вы хотели знать про шмиту, но стеснились спросить PDF Печать

по материалам сайта toraland.com

Святость седьмого года
 Фрукты и овощи, относящиеся к седьмому году, имеют святость седьмого года.
 Фрукты и овощи, имеющие святость седьмого года, являются "эфкер" (объект,
не принадлежащий никому) для любого еврея, как сказано: "А в седьмой (год)
оставляй ее (землю) в покое, не трогай ее, чтобы питались неимущие из народа
твоего… " (Шмот 23:11)
 Запрещено снимать урожай и собирать плоды (фрукты и овощи), имеющие святость седьмого года, так, как это обычно делают хозяева поля, и в количествах, которые предполагают последующую продажу этого урожая, как сказано: "Что само вырастет на жатве твоей – не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай…" Можно собирать с поля только малое количество плодов, необходимое для личного употребления.
 Запрещено подготавливать к употреблению в пищу (варить, выжимать сок, разминать и т.п.) плоды седьмого года таким образом, как это не принято обычно делать.
 Запрещено уничтожать плоды, имеющие святость седьмого года, как сказано: "И да будет суббота земли вам в пищу" – а не для уничтожения. Под этот же запрет попадает и собирание плодов, которые еще не дозрели до состояния, когда их можно есть.
 Стоит воздержаться от выбрасывания остатков фруктов и овощей, у которых есть святость седьмого года, в мусорное ведро, так как это приводит к их порче.
 Запрещено торговать плодами седьмого года с целью получения прибыли, как сказано: "в пищу", - а не для торговли.
 Посланники бейт дина общины могут собирать плоды седьмого года как это принято делать обычно, и затем бесплатно разделить между членами общины, удержав стоимость работы по сбору и распределению. Такой способ доставки плодов седьмого года с места их выращивания до потребителя называется "оцар бейт дин" (склад бейт дина).
 Запрещено вывозить плоды седьмого года за границу Эрец Исраэль.
 Святости седьмого года нет у следующих растений: хлопковые волокна, цветы без запаха, мирт (который вырастили для заповеди 4-х растений), пальмовые ветви, семена и луковицы, непригодные для еды человека и скота. Цветы с запахом, выращенные ради запаха, обладают святостью седьмого года.


Этап созревания, который определяет святость седьмого года:
• У каждого вида сельскохозяйственных культур, к которым в целом относится понятие "святость седьмого года" есть свой этап роста, который и определяет, относится ли к этому конкретному плоду святость седьмого года. Это имеет значение для всех законов, связанных с плодами седьмого года: "эфкер", запрет сбора, запрет уничтожения, запрет торговли, обязанность "биур".
• Дата, определяющая попадает ли данный плод под действие законов шмиты – 1-е тишрея.
• Сельскохозяйственные культуры, выросшие в шестой год (предшествующий году шмиты), даже если они собраны в седьмой год, не имеют отношения к законам седьмого года. Однако плоды, выросшие в седьмой год, попадают под действие законов седьмого года, даже если их собрали в восьмой год.
• Этап созревания, определяющий святость седьмого года, у разных видов сельскохозяйственных культур зависит от алахического разделения на три категории: деревья, овощи, зерновые и бобовые.
• Этап созревания, определяющий святость седьмого года для разных видов плодов деревьев – "завязь" плода, т.е. начало формирования самого плода.
• Этап созревания, определяющий святость седьмого года для разных видов овощей – это сбор самих плодов.
• Этап созревания, определяющий святость седьмого года для зерновых и бобовых – это треть срока созревания. Определение понятия "бобовые" с точки зрения алахи не совпадает с научным. Зерновые и бобовые, с точки зрения алахи – это одно- или двухлетние растения, у которых основной компонент, который мы едим – это их семена. Например: кукуруза, нут, подсолнечник, тмин и т.д.


Запрет "сфихим"
То, что само выросло в седьмой год, по закону Торы разрешено в пищу. Но, по словам мудрецов эти плоды запрещены. А почему мудрецы их запретили? Из-за нарушителей закона, которые могут пойти и посеять в седьмой год тайно, а когда урожай созреет, будут его собирать и есть, и скажут, что это выросло само. (Рамбам, законы Шмиты и Йовеля). Таким образом, овощи, которые выросли в седьмой год, запрещены в пищу, этот запрет называется запрет "сфихим". Но если они начали прорастать в шестой год – у них нет запрета сфихим.
Все, что выросло на земле, проданной нееврею, не попадает под запрет сфихим.
Где "работают" законы седьмого года
По мнению большинства поским – на всей территории нынешнего государства Израиль, в южной части Рамат Голан и в ее центральной части. Также законы швиит применяются для растений, которые выросли в горшках, искусственных грядках в помещении и т.п. По букве закона запрещено обрабатывать землю Эрец Исраэль, которая принадлежит нееврею, но на выросшие на ней плоды нет запрета сфихим и не распространяется святость седьмого года.

Покупка сельскохозяйственной продукции в седьмой год
Покупка продуктов, относящихся к шестому году (согласно таблице) разрешена без ограничений.
Продукты, которые относятся к седьмому году, нужно приобретать там, где существует раввинское наблюдение, чтобы быть уверенным, что эта продукция поступила от поставщиков, соблюдающих законы, связанные с седьмым годом.
Стоит быть осторожным в этом вопросе также и в восьмой год до весны.
Стоит отдать предпочтение плодам, которые продаются от "оцер бейт дин".
Даже тот, кто не полагается на "разрешение на продажу", может приобретать продукцию поставщиков, которые полагаются на "разрешение на продажу" и при этом нет опасения запрета торговли и т.п.
Стоит избегать приобретения овощей там, где нет раввинского наблюдения. Также не стоит изначально полагаться на тот факт, что большая часть сельскохозяйственных земель продается неевреям согласно "разрешению на продажу".
По букве закона можно приобретать овощи у поставщиков, имеющих раввинский сертификат, удостоверяющий, что эти овощи с участков, которые были проданы нееврею по закону "разрешения на продажу".
Те, кто хочет устрожить, могут приобретать следующую продукцию без опасения запретов седьмого года: 1. плоды шестого года, которые сохранились до седьмого (консервация, заморозка, охлаждение, и т.п.), 2. овощи, которые выросли в теплице на искусственных грядках, 3. овощи, привезенные в Израиль из-за границы.
Также те, кто хочет устрожить, могут приобретать продукцию из следующих источников, где нет запрета "сфихим" (приобретение таких продуктов разрешено, если можно быть уверенным, что работы по выращиванию и поставка на рынок были осуществлены согласно алахе): 1. западная часть пустыни Негев или южной части Аравы, 2. плоды, которые выросли в шестой год, 3. овощи, посеянные неевреем на участке, который продан согласно "разрешению на продажу", 4. овощи, выращенные на искусственных грядках (на рынке таких большинство), например: помидоры, баклажаны, сельдерей, салат, перец или арбуз.
Также можно приобретать овощи у неевреев, при условии, что можно быть уверенным в том, что эти овощи выросли на земле, которая принадлежит неевреям (но стоит избегать такого приобретения, которое стимулирует продажу земли неевреям, например, если договор был заключен заранее, до посева)
Цветы, растения и саженцы можно покупать, если их вырастили без нарушения запретов (например, в оранжерее).
В большинстве цветов нет святости седьмого года и запрета "сфихим". Поэтому нет запрета ими пользоваться, и нет запрета ими торговать. Запрет седьмого года распространяется на цветы с ароматом, которые выращивают ради их запаха. В данном случае можно облегчить с запретом "сфихим". Цветы, которые выросли в горшках в доме, не имеют запрета "сфихим" и святости седьмого года.
Биур
Сказано в Торе (Ваикра 25:7): "И скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, будет весь урожай ее в пищу". И учат наши мудрецы, что "все то время, что звери едят от этого вида на поле – ты можешь есть его дома, закончился этот вид на поле – ты должен уничтожить все, что осталось от этого вида в доме.". Обязанность уничтожения распространяется на каждый вид согласно его свойствам и времени, когда звери уже не могут есть этот вид в поле. Когда наступает время заповеди уничтожения (биур), нужно вынести из дома все плоды седьмого года, которые остались во владении, и сделать их "эфкером" для бедняков и всех людей. Обязанность уничтожения распространяется на плоды седьмого года и на продукцию, сделанную из таких плодов.

(М. и Р. Левин)